4 квартал 2024

ВФСК "Готов к труду и обороне"

Выносливость как физическое качество

Выносливость по праву считается одним из наиболее важных физических качеств человека. Она в значительной мере определяет здоровье человека, его общую физическую работоспособность, а также является необходимой базой для эффективного воспитания всех других физических качеств. Поэтому в отечественной системе физического воспитания, во всех ее звеньях совершенствованию выносливости уделяется большое внимание. Любая деятельность человека, если ею заниматься продолжительное время, неизбежно приводит к временному снижению работоспособности, т.е. к утомлению. Существуют четыре типа утомления:
— умственное, проявляемое в умственной деятельности;
— сенсорное, происходящее при напряженной работе органов чувств
— зрения и слуха;
— эмоциональное, связанное с различного рода переживаниями типа неопределенности, высокой ответственности, страха и т.д.;
— физическое, вызываемое мышечной деятельностью. В физическом воспитании в разных соотношениях встречаются все типы утомления, однако наибольшее значение, вполне естественно, имеет физическое утомление. Поэтому вся излагаемая ниже методика связана с воспитанием физической выносливости. В наиболее общем представлении выносливостью называют способность к продолжительной работе без снижения ее эффективности (или, что то же самое — способность противостоять утомлению). Принято различать два вида выносливости — общую и специфическую.

Общая выносливость — это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля и т.п.).
Специфическая выносливость — это способность человека выполнять отдельные виды физической работы вопреки нарастающему утомлению. Примерами такой выносливости могут быть силовая выносливость, скоростная, игровая, координационная, статистическая и т.д. Общая выносливость легко переносится с одного вида физической деятельности на другой, т.к. она обеспечивается аэробной производительностью организма. Поэтому независимо от того, плывет человек, бежит или продолжительное время идет на лыжах, механизм энергообеспечения всех этих видов физической нагрузки будет практически единым. Прямого переноса между разными типами специфической выносливости может не происходить, за исключением случаев определенного сходства в механизмах энергообеспечения, работающих частях тела и мышечных группах.

Физическая выносливость человека зависит от целого комплекса взаимосвязанных факторов, важнейшими из которых являются следующие:
1. Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое ее свойство, как уравновешенность процессов возбуждения торможения. ЦНС управляет деятельностью всех систем организма, обеспечивающих мышечную работу, и прежде всего согласованным функционированием вегетативной и мышечной систем. Кроме того, ЦНС регулирует поступление кислорода к мышцам и удаление из организма углекислого газа, участвует в деятельности механизма энергообеспечения выполняемой работы.
2. Аэробная и анаэробная производительность организма. Схематично теория энергообеспечения работы выглядит так: любая мышечная деятельность требует определенного количества энергии. Ее непосредственным источником, как известно, является расщепление богатой энергией АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты).
Содержание АТФ в клетках организма относительно невелико, но оно должно быть постоянным. Поэтому расщепленная при работе АТФ должна немедленно восстанавливаться, иначе мышцы не смогут сокращаться. А восстанавливается АТФ за счет химических реакций с участием кислорода (аэробные реакции) либо — без кислорода путем расщепления креатинфосфата или гликогена до молочной кислоты (анаэробные реакции).
Обобщенным показателем аэробных возможностей организма считается МПК (максимальное потребление кислорода), достигающего у высококвалифицированных спортсменов 5—6 л/мин. В спорте для этой же цели используется критерий ПАНО (показатель анаэробного порога). Анаэробная производительность организма определяется по величине максимального кислородного долга. Естественно поэтому, чем больше кислородный долг, тем выше анаэробные возможности человека.
Универсальным критерием уровня развития обоих видов выносливости является то наибольшее время, в пределах которого заданная физическая работа выполняется без снижения интенсивности. Этим показателем можно оценить выносливость спринтера и стайера, боксера и метателя и т.д.
3. Уровень развития двигательных способностей человека и его здоровье. Эти факторы не должны ограничивать продолжительную или интенсивную мышечную работу. Важна при этом также определенная гармония в их развитии.
4. Волевые качества человека. Роль данного фактора очень значительна. Дело в том, что выносливость развивается только при условии систематического доведения организма до высокой степени физического утомления. А в состоянии утомления заставить себя продолжать выполняемую работу может лишь человек с сильной волей.
5. Качество техники движений. Рациональная экономичная техника способствует продолжительной работе, энергоресурсы при этом зря не тратятся. Поэтому для воспитания выносливости целесообразно использовать упражнения, освоенные до уровня навыка.
В процессе воспитания выносливости, кроме специфических методов, необходимо также совершенствовать некоторые обозначенные выше факторы, определяющие выносливость, в частности, укреплять здоровье, развивать физические качества, улучшать технику движений, воспитывать волевые способности.



/
Made on
Tilda