Средствами развития быстроты, как двигательного качества являются скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы.
Первую, наиболее широко применяемую учителями физической культуры, составляют упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все три основные компоненты скоростных способностей. Это прежде всего спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, единоборства. Например, в процессе занятий баскетболом (выполняя индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные двигательные действия) развиваются и быстрота реакции, и скорость одиночных движений, и быстрота выполнения действий в целом. Другое дело, что подготовленный учитель может использовать баскетбольные упражнения с акцентом на отдельный компонент – на быстроту реагирования (с мячом и без мяча), на улучшение частоты движений (при ведении или во время передач и ловли мяча) и т.п.
Во вторую группу входят скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: 1) на быстроту реакции; 2) на скорость выполнения отдельных движений; 3) на улучшение частоты движений; 4) на улучшение стартовой скорости; 5) на скоростную выносливость; 6) на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
Подобранные таким образом упражнения содействуют развитию отдельных сторон быстроты ребенка (например, частоты движений ног или быстроты реакции), которые являются отстающими, но требуют развития в связи с изучением осваиваемых двигательных действий, имеют важно значение как компонент общей или специальной физической подготовленности ученика или как способность, от которой зависит успех в спорте.
Третью, вероятно, самую обширную, группу образуют упражнения:
Сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
Сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
Особенности развития быстроты простой реакции можно, используя только разнообразные подвижные и спортивные игры, единоборства, эстафеты и другие скоростные упражнения. Это справедливо, ибо, как известно, латентное время реагирования улучшается в результате выполнения различных скоростных упражнений. Обратного влияния не замечено, т.е. упражнения на быстроту не оказывают прямого влияния на улучшение других компонентов скоростных способностей. Вместе с тем сегодня достаточно ситуаций (в спорте, на производстве, в быту) где требуется высокая быстрота реакции, и улучшение ее на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение.