Гибкость и факторы, оказывающее влияние на ее развитие
Гибкость является важнейшим физическим качеством, жизненно необходимых человеку. Научное определение данному понятию впервые дал Н.Г. Озолин в 1949г, который рассмотрел гибкость в качестве способности человека выполнять движения с большой амплитудой. Впоследствии Л.П. Матвеев в своих работах научно обосновал свое определение гибкости как морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающего степень подвижности его звеньев относительно друг друга. В целом, данный термин лучше применять для обозначения суммарной подвижности нескольких сочленений или организма в целом. Когда как гибкость, понимаемая в форме психофизического качества, отличается степенью подвижности звеньев, которая подразумевает эластичность мышц и связок, формы суставов опорно-двигательного аппарата индивида при выполнении им движений с определенной амплитудой. С точки зрения биологии гибкость является показателем морфофункционального свойства организма человека, которая обусловлена состоянием центральной нервной системы (т.е. степенью относительного торможения в коре головного мозга), а также генетическими особенностями развития его организма, а потому довольно сложно поддается внешним факторам воздействия в виде тренировки.
Е.А. Шакина рассматривает гибкость в качестве способности человека применять упражнения с большой амплитудой, которое определяется способностью человека достичь определенного положения. Например, 8 выполнить поперечный или продольный шпагат, способность встать из стойки на борцовский или гимнастический мост и прочее.
Б.А. Ашмарин определяет гибкость как общее понятие, которое зависит от подвижности в суставах и определяется анатомическими возможностями человека: степенью соответствия соединяющихся друг с другом поверхностей, формой суставов, толщиной суставного хряща.
Е.А. Москаленко считает, что гибкость – это одно из наиболее необходимых физических качеств, которое важно развивать с самого рождения. Оно выражается в том, насколько подвижны суставы опорно-двигательного аппарата и способны к выполнению движений с большой амплитудой. Проявления гибкости находятся в зависимости от следующих факторов: количество и качество прожитых лет, пол, уровень температуры тела, насколько эластичными являются на данный момент сухожилия и связки, окружающие суставы, их типизация, способность мышц к сокращению и расслаблению, определенное телосложение, уровень индивидуального развития, количество и качество тренировок.
В.С. Фарфель в своих исследованиях указывает на зависимость проявлений гибкости от разнообразных факторов, связанных с физиологией, анатомией, психологических особенностей организма; от уровня эластичности связок, мышц, суставных сумок, качества проведенной предварительно разминки, возрастных переменных, температуры окружающей среды, силовых возможностей индивида.
На сегодняшний день выделены несколько классификаций гибкости. Так, например, Е.А. Москаленко описывает три разновидности гибкости: динамическую, статически-активную и статически-пассивную гибкость.
Л.Г. Манько, в свою очередь, предлагает понятие специальной гибкости, как значительной и предельной подвижности в суставах, которая определяет эффективность спортивной деятельности.
Е.Я. Крупник выделяет в гибкости активную и пассивную 9 составляющие. В максимальной амплитуде самостоятельно выполняемых движений может проявляться активная гибкость, а пассивная представляет собой максимальную амплитуду, которая выполняется с помощью снаряда, партнера и прочее.
Годик М.А. выделяет наиболее важный показатель, по которому можно судить о потенциальных возможностях мышц и суставов – это разница между показателями активной и пассивной гибкости, которую определяют как дефицит активной гибкости. На рисунке 1 представлены основные виды гибкости.
В гибкости можно также выделить ее общую и специальную составляющие. Общая гибкость включает подвижность во всех суставах тела, которая дает возможность выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Под специальной гибкостью принято понимать значительную или предельную подвижность в отдельных суставах, которая соответствует требованиям определенного вида деятельности. Общая гибкость может возникать в результате использования множественных и разнохарактерных упражнений, которые способствуют всестороннему физическому развитию человека. Здесь же присутствуют упражнения, которые благоприятствуют развитию подвижности в суставах. Это могут быть разнообразные наклоны, вращения, взмахи и т.п., выполняемые с максимальной амплитудой. Сформированная общая гибкость – это залог и основание для развития специальной гибкости. Формирование специальной гибкости возможно в результате применения специальных упражнений, способствующих улучшению подвижности именно тех суставов, движения, в которых являются соответствующими определенной специфике конкретного вида спорта. Подобные специальные упражнения очень похожи на основные движения предпочитаемого вида спорта, но делаются с гораздо большей амплитудой.
Существует также понятие динамической и статической гибкости, первая из которых может формироваться в процессе движений, или в статических позах. Появляется гибкость в следствии целенаправленного и регулярного выполнения упражнений, способствующих растягиванию мышц и связок, классифицирующихся по активной и пассивной направленности, а также по характеру, выполняемой мышцами работы. В целом, выделяют динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения для растяжки.
С.И. Жданов подчеркивает, что основной задачей в физическом воспитании становится поддержка оптимального развития физических качеств, под которыми подразумеваются генетически унаследованные
врожденные морфофункциональные качества, с помощью которых представляется возможность физической активности человека, проявляющейся в целенаправленной двигательной активности. Гибкость считается одним из самых важных физических качеств, поскольку она способствует оздоровлению организма и гармоничному физическому развитию. При обеспечении подвижности и эластичности мышц, а также их способности к достаточно быстрому восстановлению дети дошкольного возраста меньше подвержены серьезным травмам. Ребенок гибкий, выполняя достаточно сложные физические упражнения тратит значительно меньше энергии, чем менее гибкие сверстники, а, следовательно, меньше устает. Дети с высоким уровнем гибкости отличаются красивой походкой, хорошей осанкой, полученные благодаря укрепленному опорно-двигательному аппарату.
В.В. Васильева подчеркивает, что гибкость имеет прямую зависимость от таких факторов как:
─ Анатомический – форма костей, толщина суставного хряща, эластичность мышц, сухожилий и связок.
─ Центрально-нервная регуляция тонуса мышц, а также напряжение мышцантогонистов. Следовательно, на гибкость влияет степень совершенствования межмышечной координации.
─ Внешние условия. Благодаря качественно проведенной разминке, регулярному массажу, согревающим процедурам возможно значительное повышение амплитуды движений. Максимальные показатели гибкости зафиксированы от 12 до 17 часов.
─ Состояние всех функций организма в данный момент. Из-за общего утомления происходит уменьшение активной гибкости, когда как пассивная может возрастать благодаря меньшему тонусу мышц, противодействующих растяжению.
Для гибкости характерна регрессия уже в первые годы жизни, так как происходит постепенное окостенение хрящевой ткани, уменьшается эластичность связок. Девочки являются более гибкими, чем мальчики, они обгоняют их по нескольким показателям примерно на 20-30%. Наличие положительных эмоций и значимой мотивации способствуют изменению гибкости в лучшую сторону. На развитие гибкости оказывают влияние следующие особенности, которые важно учитывать. Ведущей задачей является формирование и поддержание в хорошем состоянии активной гибкости. Повышение пассивной гибкости будет вспомогательным средством и может различаться в зависимости от половозрастных и физиологических особенностей организма, его подготовленности к физическим нагрузкам и количества повторов необходимых выбранных упражнений.
Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы. За основу нашего исследования мы взяли определение гибкости Е.А. Москаленко, как наиболее соответствующее целям и задачам нашего исследования. Гибкость является физическим качеством, которое важно развивать с самого рождения. Оно выражается в степени подвижности суставов опорно-двигательного аппарата и возможности выполнять движения с большой амплитудой. Уровень гибкости находится в прямой зависимости от половозрастных и физиологических особенностей организма, температура тела на текущий момент, эластичности сухожилий и связок, окружающих сустав, их тип, способность мышц сокращаться и расслабляться, особенностей телосложения, индивидуального развития, количества и качества организуемых тренировок. Наличие положительных эмоций и актуальной мотивации будет способствовать улучшению гибкости. В качестве основных видов гибкости особенно важным является ее подразделение на активную и пассивную. Главной задачей является развитие активной гибкости. Улучшение пассивной гибкости является вспомогательным средством и дифференцируется в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности и количества повторений упражнения. Тренировка гибкости у детей дошкольного возраста способствует укреплению суставов и связок, мышечных волокон, предупреждению травм. Хорошая гибкость может дать ребенку отличную возможность не только существенно повысить двигательные возможности, но и улучшить результаты во многих видах спорта.
Гибкость является важнейшим физическим качеством, жизненно необходимых человеку. Научное определение данному понятию впервые дал Н.Г. Озолин в 1949г, который рассмотрел гибкость в качестве способности человека выполнять движения с большой амплитудой. Впоследствии Л.П. Матвеев в своих работах научно обосновал свое определение гибкости как морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающего степень подвижности его звеньев относительно друг друга. В целом, данный термин лучше применять для обозначения суммарной подвижности нескольких сочленений или организма в целом. Когда как гибкость, понимаемая в форме психофизического качества, отличается степенью подвижности звеньев, которая подразумевает эластичность мышц и связок, формы суставов опорно-двигательного аппарата индивида при выполнении им движений с определенной амплитудой. С точки зрения биологии гибкость является показателем морфофункционального свойства организма человека, которая обусловлена состоянием центральной нервной системы (т.е. степенью относительного торможения в коре головного мозга), а также генетическими особенностями развития его организма, а потому довольно сложно поддается внешним факторам воздействия в виде тренировки.
Е.А. Шакина рассматривает гибкость в качестве способности человека применять упражнения с большой амплитудой, которое определяется способностью человека достичь определенного положения. Например, 8 выполнить поперечный или продольный шпагат, способность встать из стойки на борцовский или гимнастический мост и прочее.
Б.А. Ашмарин определяет гибкость как общее понятие, которое зависит от подвижности в суставах и определяется анатомическими возможностями человека: степенью соответствия соединяющихся друг с другом поверхностей, формой суставов, толщиной суставного хряща.
Е.А. Москаленко считает, что гибкость – это одно из наиболее необходимых физических качеств, которое важно развивать с самого рождения. Оно выражается в том, насколько подвижны суставы опорно-двигательного аппарата и способны к выполнению движений с большой амплитудой. Проявления гибкости находятся в зависимости от следующих факторов: количество и качество прожитых лет, пол, уровень температуры тела, насколько эластичными являются на данный момент сухожилия и связки, окружающие суставы, их типизация, способность мышц к сокращению и расслаблению, определенное телосложение, уровень индивидуального развития, количество и качество тренировок.
В.С. Фарфель в своих исследованиях указывает на зависимость проявлений гибкости от разнообразных факторов, связанных с физиологией, анатомией, психологических особенностей организма; от уровня эластичности связок, мышц, суставных сумок, качества проведенной предварительно разминки, возрастных переменных, температуры окружающей среды, силовых возможностей индивида.
На сегодняшний день выделены несколько классификаций гибкости. Так, например, Е.А. Москаленко описывает три разновидности гибкости: динамическую, статически-активную и статически-пассивную гибкость.
Л.Г. Манько, в свою очередь, предлагает понятие специальной гибкости, как значительной и предельной подвижности в суставах, которая определяет эффективность спортивной деятельности.
Е.Я. Крупник выделяет в гибкости активную и пассивную 9 составляющие. В максимальной амплитуде самостоятельно выполняемых движений может проявляться активная гибкость, а пассивная представляет собой максимальную амплитуду, которая выполняется с помощью снаряда, партнера и прочее.
Годик М.А. выделяет наиболее важный показатель, по которому можно судить о потенциальных возможностях мышц и суставов – это разница между показателями активной и пассивной гибкости, которую определяют как дефицит активной гибкости. На рисунке 1 представлены основные виды гибкости.
В гибкости можно также выделить ее общую и специальную составляющие. Общая гибкость включает подвижность во всех суставах тела, которая дает возможность выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Под специальной гибкостью принято понимать значительную или предельную подвижность в отдельных суставах, которая соответствует требованиям определенного вида деятельности. Общая гибкость может возникать в результате использования множественных и разнохарактерных упражнений, которые способствуют всестороннему физическому развитию человека. Здесь же присутствуют упражнения, которые благоприятствуют развитию подвижности в суставах. Это могут быть разнообразные наклоны, вращения, взмахи и т.п., выполняемые с максимальной амплитудой. Сформированная общая гибкость – это залог и основание для развития специальной гибкости. Формирование специальной гибкости возможно в результате применения специальных упражнений, способствующих улучшению подвижности именно тех суставов, движения, в которых являются соответствующими определенной специфике конкретного вида спорта. Подобные специальные упражнения очень похожи на основные движения предпочитаемого вида спорта, но делаются с гораздо большей амплитудой.
Существует также понятие динамической и статической гибкости, первая из которых может формироваться в процессе движений, или в статических позах. Появляется гибкость в следствии целенаправленного и регулярного выполнения упражнений, способствующих растягиванию мышц и связок, классифицирующихся по активной и пассивной направленности, а также по характеру, выполняемой мышцами работы. В целом, выделяют динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения для растяжки.
С.И. Жданов подчеркивает, что основной задачей в физическом воспитании становится поддержка оптимального развития физических качеств, под которыми подразумеваются генетически унаследованные
врожденные морфофункциональные качества, с помощью которых представляется возможность физической активности человека, проявляющейся в целенаправленной двигательной активности. Гибкость считается одним из самых важных физических качеств, поскольку она способствует оздоровлению организма и гармоничному физическому развитию. При обеспечении подвижности и эластичности мышц, а также их способности к достаточно быстрому восстановлению дети дошкольного возраста меньше подвержены серьезным травмам. Ребенок гибкий, выполняя достаточно сложные физические упражнения тратит значительно меньше энергии, чем менее гибкие сверстники, а, следовательно, меньше устает. Дети с высоким уровнем гибкости отличаются красивой походкой, хорошей осанкой, полученные благодаря укрепленному опорно-двигательному аппарату.
В.В. Васильева подчеркивает, что гибкость имеет прямую зависимость от таких факторов как:
─ Анатомический – форма костей, толщина суставного хряща, эластичность мышц, сухожилий и связок.
─ Центрально-нервная регуляция тонуса мышц, а также напряжение мышцантогонистов. Следовательно, на гибкость влияет степень совершенствования межмышечной координации.
─ Внешние условия. Благодаря качественно проведенной разминке, регулярному массажу, согревающим процедурам возможно значительное повышение амплитуды движений. Максимальные показатели гибкости зафиксированы от 12 до 17 часов.
─ Состояние всех функций организма в данный момент. Из-за общего утомления происходит уменьшение активной гибкости, когда как пассивная может возрастать благодаря меньшему тонусу мышц, противодействующих растяжению.
Для гибкости характерна регрессия уже в первые годы жизни, так как происходит постепенное окостенение хрящевой ткани, уменьшается эластичность связок. Девочки являются более гибкими, чем мальчики, они обгоняют их по нескольким показателям примерно на 20-30%. Наличие положительных эмоций и значимой мотивации способствуют изменению гибкости в лучшую сторону. На развитие гибкости оказывают влияние следующие особенности, которые важно учитывать. Ведущей задачей является формирование и поддержание в хорошем состоянии активной гибкости. Повышение пассивной гибкости будет вспомогательным средством и может различаться в зависимости от половозрастных и физиологических особенностей организма, его подготовленности к физическим нагрузкам и количества повторов необходимых выбранных упражнений.
Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы. За основу нашего исследования мы взяли определение гибкости Е.А. Москаленко, как наиболее соответствующее целям и задачам нашего исследования. Гибкость является физическим качеством, которое важно развивать с самого рождения. Оно выражается в степени подвижности суставов опорно-двигательного аппарата и возможности выполнять движения с большой амплитудой. Уровень гибкости находится в прямой зависимости от половозрастных и физиологических особенностей организма, температура тела на текущий момент, эластичности сухожилий и связок, окружающих сустав, их тип, способность мышц сокращаться и расслабляться, особенностей телосложения, индивидуального развития, количества и качества организуемых тренировок. Наличие положительных эмоций и актуальной мотивации будет способствовать улучшению гибкости. В качестве основных видов гибкости особенно важным является ее подразделение на активную и пассивную. Главной задачей является развитие активной гибкости. Улучшение пассивной гибкости является вспомогательным средством и дифференцируется в зависимости от пола, возраста, физической подготовленности и количества повторений упражнения. Тренировка гибкости у детей дошкольного возраста способствует укреплению суставов и связок, мышечных волокон, предупреждению травм. Хорошая гибкость может дать ребенку отличную возможность не только существенно повысить двигательные возможности, но и улучшить результаты во многих видах спорта.