2 и 3 квартал 2025

ВФСК "Готов к труду и обороне"

Методические принципы физического воспитания

  • Принцип сознательности и активности
Этот принцип означает осознанное понимание занимающимися целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса. Понимание пользы от занятий физическими упражнениями, активное и продуманное выполнение техники упражнений повышают быстроту и качество усвоения учебного материала, а также уровня физической подготовленности.

  • Принцип наглядности
В процессе занятий по физическому воспитанию или спортивной тренировки преподаватель или тренер должен не только объяснять, как правильно выполнять то или иное двигательное действие или технический прием упражнения, но и правильно их показывать. Показ упражнений осуществляется как в целом, так и по частям. Повышению качества и быстроты обучения способствуют использование видео- и фотоматериалов,плакатов и рисунков. Наглядный показ необходимо использовать на всех этапах тренировочного процесса.

  • Принцип доступности
Обучение и воспитание необходимо осуществлять в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности возраста, пола, предварительной подготовленности, а также индивидуальные различия физических и духовных способностей. Судить о доступности занятий следует по действиям обучающихся. Если какие-либо движения или упражнения выполняются большинством с грубыми ошибками, а некоторыми вообще не выполняются, то следует прекратить их выполнение, заменив их на более доступные и более простые.

  • Принцип индивидуализации
Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания, при котором осуществляется индивидуальный подход к занимающимся и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Функциональные возможности организма, как известно, всегда в чем-то индивидуально отличны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и предварительной подготовленности, невозможно найти и двух человек с абсолютно одинаковыми возможностями.

  • Принцип систематичности
Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок. Занятия, при этом, должны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно оказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность и теряются приобретенные навыки. Функциональное состояние организма после тренировочного занятия можно разделить на три фазы:
  1. Первая - утомление.
  2. Вторая - восстановление работоспособности организма до начального уровня (фаза компенсации).
  3. Третья - повышение работоспособности до уровня выше начального (фаза суперкомпенсации).
Наилучший эффект дают повторные занятия в третьей фазе – фазе суперкомпенсации. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать 2-3 занятия в неделю через день, с продолжительностью каждой тренировки от 1,5 до 2,5 часов.


  • Принцип прогрессирования
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок.
Made on
Tilda