4 квартал 2024

ВФСК "Готов к труду и обороне"

Развитие ловкости

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Это качество развивается путем выполнения сложных по координации гимнастических упражнений и акробатических прыжков. Координационные трудности, с которыми должен справляться занимающийся, постепенно повышаются. Эти трудности слагаются из требований, предъявляемых к точности движений, к их взаимной согласованности и внезапности изменения обстановки.

Воспитание ловкости является общим для всех профессий требованием, а специфика ее предполагает специальный подбор средств, вытекающих из особенностей характера будущей деятельности студентов.

Программированное развитие ловкости на станциях круговой тренировки основывается на обогащении занимающихся новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Чем больше у студентов запас двигательных навыков и умений, тем богаче его двигательный опыт и тем шире база для приобретения новых форм двигательной деятельности.

Воспитание ловкости на станциях круговой тренировки связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь, двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для студентов определенную координационную трудность.

Различают три основных этапа в воспитании ловкости:
  • первый характеризуется совершенствованием пространственной точности и координации движений (при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения);
  • второй этап характеризуется совершенствованием такой пространственной точности и координации движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени, экономично и точно;
  • третий этап является усложнением второго и связан с совершенствованием способностей, выполнять точные движения в неожиданно изменяющихся условиях.

Упражнения на станциях должны подбираться по основным направлениям развития ловкости:
  • o ловкость, проявляемая в упражнениях, связанных со сменой позы (быстро сесть, лечь, встать);
  • o ловкость, проявляемая в упражнениях, которые выполняются в сложных условиях меняющейся обстановки (преодоление полосы препятствий, различные лазания и др.);
  • o ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением (упражнения в перетягивании, сопротивлении, упражнения типа единоборства и т.п.);
  • o ловкость, проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов (упражнения с бросками и ловлей различных предметов);
  • o ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;
  • o ловкость, проявляемая в игровых упражнениях, требующих взаимодействия и противодействия (обводка предметов и партнера, перехват передачи с отскоком от стены и т. п.).

Упражнения на развитие ловкости необходимо включать во все занятия, проводимые по методу круговой тренировки. Одной из сторон проявления ловкости является способность сохранять устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений по ограниченным площадям опоры, так называемое динамическое и статическое равновесие поз.

Воспитание равновесия на занятиях круговой тренировки осуществляют двумя основными способами.
  1. Первый из них основывается на использовании упражнений, которые включают движения и позы с затрудненными условиями сохранения равновесия. К таким упражнениям относятся различные виды равновесия на двух и одной ногах с продвижением вперед или назад шагом, бегом, прыжками, различные лазания, передвижения и позы на уменьшенной опоре, упражнения на устойчивость приземления после различных прыжков, балансирование различных предметов и др.
  2. Второй преследует цель совершенствования функций вестибулярного аппарата. В этом отношении полезны все упражнения, входящие в комплекс круговой тренировки, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся кувырки, перевороты, пируэты или комбинированные упражнения, сочетающие набор перечисленных выше упражнений.

Работа над воспитанием и совершенствованием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех занятиях по физическому воспитанию. На станциях круговой тренировки необходимо чередовать упражнения: в начале занятий по методу круговой тренировки необходимо включать бег, как фактор, способствующий разогреву мышечного аппарата и увеличивающий способность его к растягиванию. Среди общеразвивающих упражнений следует выполнять выпады, шпагаты, наклоны, вращения, махи с предельной амплитудой.
Made on
Tilda