ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Круговая тренировка (КТ) – это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочередно или группами на заданных местах, в процессе движения по кругу или замкнутой линии.
В физическом воспитании применение КТ дает возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиться высокой работоспособности организма. Очень существенным является то, что КТ позволяет обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку.
При проведении КТ должны быть определены способ и порядок передачи информации от преподавателя к обучаемым и наоборот. Создается прямая и обратная связь, которая является важным компонентом программированного обучения. Переработка учебного материала по созданию модели физической подготовки с помощью КТ будет успешной тогда, когда преподаватель хорошо знает уровень и степени физического развития и физической подготовленности занимающихся.
Важнейшие задачи для преподавателя заключаются в моделировании специальных комплексов и выработка алгоритмического предписания для их выполнения, в умении организовать самостоятельную деятельность учащихся и управлять ею на уроках физического воспитания.
В зависимости от поставленных задач, КТ можно планировать в подготовительной, основной или заключительной частях занятия. Ее построение зависит от контингента занимающихся, года их обучения, от уровня физической подготовленности и технического мастерства каждой группы.
В подготовительной части КТ применяют для подготовки занимающихся к предстоящей работе. Используемый в этом случае комплекс состоит из упражнений, подводящих к основной части урока.
В основной части КТ используют для развития физических качеств в условиях, когда организм еще не устал, готов к выполнению физических нагрузок в достаточно большом объеме при оптимальных параметрах.
В заключительной части занятия комплексы КТ планируются реже и, в основном, тогда, когда плотность нагрузки на объем недостаточна.
Цель использования таких комплексов в этом случае – совершенствование, закрепление и повторение материала, пройденного в основной части занятия.
Преподавателю, намеревающемуся применить круговую тренировку на занятиях, необходимо:
• определить конечные цели по развитию физических качеств занимающихся, а также скоординировать уровень их физической подготовленности с развитием этих качеств на каждом конкретном этапе обучения;
• провести анализ упражнений, связать их с учебным материалом занятия, помня о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений, о влиянии их на выработку определенных навыков и умений;
• учесть, что комплекс упражнений должен вписаться в определенную часть занятия в зависимости от степени физической подготовленности группы;
• определить соотношение объема работы и отдыха на станциях с учетом возрастных и половых различий обучающихся;
• строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса.
На занятиях по физической культуре преподаватель дает нагрузку как общую, одинаковую для всех занимающихся, так и индивидуальную. Индивидуализации нагрузки в высшей степени способствуют круговая тренировка. Увеличение нагрузки достигается путем изменения ее основных составляющих: вида упражнений, количества их повторений, темпа выполнения, амплитуды движений, величины усилий или отягощений; увеличением общего объема работы, сокращением продолжительности и изменением характера отдыха. Эффективность нагрузки зависит также от условия выполнения заданий, количества мышечных групп, вовлекаемых, в работу и техники выполнения каждого упражнения.
Материалом для КТ служат в основном технически несложные, общеразвивающие упражнения. Эти упражнения имеют, как правило, ациклическую структуру, но им искусственно придается циклический характер путем серийных слитных повторений. Каждый вид упражнения, применяемый в процессе круговой тренировки, традиционно носит название «станции». Таких станций в одном круге может быть разное количество: от 2-3 до 10-15 (обычно их 5-8).
Благодаря разнообразию методических вариантов, неограниченному подбору тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями студентов, комплексы круговой тренировки имеют весьма широкую сферу применения. Они используются, как для общефизической, так и для профессионально-прикладной подготовки на учебных занятиях различных специализаций (общая физическая подготовка, легкая атлетика, спортивные игры, атлетическая гимнастика и т.д.).
Чтобы определить уровень физической нагрузки более точно, на занятии необходим подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС). Этот показатель интегрально характеризует различные стороны психофизиологического напряжения: мышечного, терморегуляторного, нервно-эмоционального. Измеряют ЧСС обычно на лучевой артерии путем накладывания 2-3 пальцев руки на область запястья (в месте, где отчетливо прощупывается биение пульса) или на шее, в области сонной артерии. ЧСС подсчитывается в 9 течение 10 секунд с последующим умножением полученного значения на шесть (ЧСС за 1 минуту). ЧСС довольно быстро возрастает с началом выполнения упражнений, но также быстро и снижается после их окончания, поэтому измерять ее необходимо сразу же после упражнения.
Существует несколько зон интенсивности физических нагрузок, определяемых по ЧСС:
Ориентируясь при определении уровня физической нагрузки на указанные границы зон, следует учитывать, что ЧСС после выполнения упражнения зависит от ее величины в состоянии покоя: чем выше ЧСС в состоянии покоя, тем выше она и после выполнения упражнения.
Эффект от применения силовых упражнений методом круговой тренировки зависит от того, насколько рационально запрограммирована и распределена нагрузка на каждом занятии, отдельном цикле, а также от правильного выбора отягощения.
Комплексы упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы. Упражнения с большим напряжением обязательно следует чередовать с упражнениями, требующими меньших усилий. Наиболее эффективными силовыми упражнениями для занимающихся являются такие, которые могут быть выполнены не более 15-25 раз подряд на одной станции. Если упражнение может быть выполнено большее количество раз подряд, то оно будет развивать не силу, а силовую выносливость.
Следует также учесть, что силовые упражнения целесообразней применять в начале или середине основной части занятия. В этом случае они выполняются на фоне оптимального состояния центральной нервной системы, благодаря чему лучше проходит образование и совершенствование нервно координационных взаимодействий, которые обеспечивают рост мышечной силы. В паузах между упражнениями используют как пассивный, так и активный отдых.
В качестве активного отдыха применяется ходьба, упражнения на растягивание и расслабление. В результате регулярных занятий организм приспосабливается к физическим нагрузкам. Адаптация проходит быстрее, если в течение определенного времени порядок и последовательность упражнений на станциях круговой тренировки остаются постоянными. Менять при этом следует лишь величину отягощения, количество повторений упражнений и число прохождения кругов на занятии.
Частота смены комплексов круговой тренировки для развития силы в различных условиях различна. Она зависит от смены программного материала, задач по развитию физических качеств занимающихся и т.д.
Комплексы меняются один раз в 2-6 недель. Основные методы развития общей выносливости – равномерный и различные варианты повторного и переменного. При этом ЧСС занимающихся должна находиться в диапазоне 130-175 уд/мин.
Наибольший эффект в развитии аэробных возможностей дает не длительная работа умеренной интенсивности, а анаэробная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха. В этом случае интенсивность работы планируется с таким расчетом, чтобы к окончанию выполнения упражнений ЧСС занимающихся составляла примерно 180 уд/мин. Длительность упражнений при этом не должна превышать полутора минут, а интервалы отдыха составлять в среднем 45-90 сек. Характер отдыха – малоинтенсивная работа (например, ходьба или бег трусцой).
Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости, и, в частности, силовой. Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять динамическую работу, требующую значительных нервно-мышечных усилий. Ее развитие осуществляется с помощью упражнений с отягощениями с преодолением собственного веса и веса партнера, упражнений с различными сопротивлениями и т.д.
Эти упражнения применяются в круговой тренировке на основе принципа постепенности. При этом сначала увеличивается количество станций на силу, и прирост нагрузки идет по пути наращивания объема тренировочной работы. Затем увеличивается количество повторений упражнений на каждой дистанции, и прирост нагрузки идет за счет повышения интенсивности занятия. Обычно силовая выносливость развивается с помощью силовых упражнений, выполняемых в среднем темпе с отягощением, вес которого примерно равен 50% от максимального. Рекомендуется чередовать большие нагрузки с малыми.
Круговая тренировка (КТ) – это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочередно или группами на заданных местах, в процессе движения по кругу или замкнутой линии.
В физическом воспитании применение КТ дает возможность самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиться высокой работоспособности организма. Очень существенным является то, что КТ позволяет обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку.
При проведении КТ должны быть определены способ и порядок передачи информации от преподавателя к обучаемым и наоборот. Создается прямая и обратная связь, которая является важным компонентом программированного обучения. Переработка учебного материала по созданию модели физической подготовки с помощью КТ будет успешной тогда, когда преподаватель хорошо знает уровень и степени физического развития и физической подготовленности занимающихся.
Важнейшие задачи для преподавателя заключаются в моделировании специальных комплексов и выработка алгоритмического предписания для их выполнения, в умении организовать самостоятельную деятельность учащихся и управлять ею на уроках физического воспитания.
В зависимости от поставленных задач, КТ можно планировать в подготовительной, основной или заключительной частях занятия. Ее построение зависит от контингента занимающихся, года их обучения, от уровня физической подготовленности и технического мастерства каждой группы.
В подготовительной части КТ применяют для подготовки занимающихся к предстоящей работе. Используемый в этом случае комплекс состоит из упражнений, подводящих к основной части урока.
В основной части КТ используют для развития физических качеств в условиях, когда организм еще не устал, готов к выполнению физических нагрузок в достаточно большом объеме при оптимальных параметрах.
В заключительной части занятия комплексы КТ планируются реже и, в основном, тогда, когда плотность нагрузки на объем недостаточна.
Цель использования таких комплексов в этом случае – совершенствование, закрепление и повторение материала, пройденного в основной части занятия.
Преподавателю, намеревающемуся применить круговую тренировку на занятиях, необходимо:
• определить конечные цели по развитию физических качеств занимающихся, а также скоординировать уровень их физической подготовленности с развитием этих качеств на каждом конкретном этапе обучения;
• провести анализ упражнений, связать их с учебным материалом занятия, помня о положительном и отрицательном переносе отдельных упражнений, о влиянии их на выработку определенных навыков и умений;
• учесть, что комплекс упражнений должен вписаться в определенную часть занятия в зависимости от степени физической подготовленности группы;
• определить соотношение объема работы и отдыха на станциях с учетом возрастных и половых различий обучающихся;
• строго соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса.
На занятиях по физической культуре преподаватель дает нагрузку как общую, одинаковую для всех занимающихся, так и индивидуальную. Индивидуализации нагрузки в высшей степени способствуют круговая тренировка. Увеличение нагрузки достигается путем изменения ее основных составляющих: вида упражнений, количества их повторений, темпа выполнения, амплитуды движений, величины усилий или отягощений; увеличением общего объема работы, сокращением продолжительности и изменением характера отдыха. Эффективность нагрузки зависит также от условия выполнения заданий, количества мышечных групп, вовлекаемых, в работу и техники выполнения каждого упражнения.
Материалом для КТ служат в основном технически несложные, общеразвивающие упражнения. Эти упражнения имеют, как правило, ациклическую структуру, но им искусственно придается циклический характер путем серийных слитных повторений. Каждый вид упражнения, применяемый в процессе круговой тренировки, традиционно носит название «станции». Таких станций в одном круге может быть разное количество: от 2-3 до 10-15 (обычно их 5-8).
Благодаря разнообразию методических вариантов, неограниченному подбору тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями студентов, комплексы круговой тренировки имеют весьма широкую сферу применения. Они используются, как для общефизической, так и для профессионально-прикладной подготовки на учебных занятиях различных специализаций (общая физическая подготовка, легкая атлетика, спортивные игры, атлетическая гимнастика и т.д.).
Чтобы определить уровень физической нагрузки более точно, на занятии необходим подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС). Этот показатель интегрально характеризует различные стороны психофизиологического напряжения: мышечного, терморегуляторного, нервно-эмоционального. Измеряют ЧСС обычно на лучевой артерии путем накладывания 2-3 пальцев руки на область запястья (в месте, где отчетливо прощупывается биение пульса) или на шее, в области сонной артерии. ЧСС подсчитывается в 9 течение 10 секунд с последующим умножением полученного значения на шесть (ЧСС за 1 минуту). ЧСС довольно быстро возрастает с началом выполнения упражнений, но также быстро и снижается после их окончания, поэтому измерять ее необходимо сразу же после упражнения.
Существует несколько зон интенсивности физических нагрузок, определяемых по ЧСС:
- I зона – пульс до 130 уд/мин – зона врабатываемости или восстановления;
- II зона – пульс 131-155 уд/мин – работа средней интенсивности, повышение аэробных возможностей;
- III зона – пульс 156-175 уд/мин – работа большой интенсивности, повышение аэробно-анаэробных возможностей; o IV зона – пульс 176-190 уд/мин – работа высокой интенсивности, повышение анаэробных возможностей;
- V зона – пульс выше 190 уд/мин – надкритическая.
Ориентируясь при определении уровня физической нагрузки на указанные границы зон, следует учитывать, что ЧСС после выполнения упражнения зависит от ее величины в состоянии покоя: чем выше ЧСС в состоянии покоя, тем выше она и после выполнения упражнения.
Эффект от применения силовых упражнений методом круговой тренировки зависит от того, насколько рационально запрограммирована и распределена нагрузка на каждом занятии, отдельном цикле, а также от правильного выбора отягощения.
Комплексы упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы. Упражнения с большим напряжением обязательно следует чередовать с упражнениями, требующими меньших усилий. Наиболее эффективными силовыми упражнениями для занимающихся являются такие, которые могут быть выполнены не более 15-25 раз подряд на одной станции. Если упражнение может быть выполнено большее количество раз подряд, то оно будет развивать не силу, а силовую выносливость.
Следует также учесть, что силовые упражнения целесообразней применять в начале или середине основной части занятия. В этом случае они выполняются на фоне оптимального состояния центральной нервной системы, благодаря чему лучше проходит образование и совершенствование нервно координационных взаимодействий, которые обеспечивают рост мышечной силы. В паузах между упражнениями используют как пассивный, так и активный отдых.
В качестве активного отдыха применяется ходьба, упражнения на растягивание и расслабление. В результате регулярных занятий организм приспосабливается к физическим нагрузкам. Адаптация проходит быстрее, если в течение определенного времени порядок и последовательность упражнений на станциях круговой тренировки остаются постоянными. Менять при этом следует лишь величину отягощения, количество повторений упражнений и число прохождения кругов на занятии.
Частота смены комплексов круговой тренировки для развития силы в различных условиях различна. Она зависит от смены программного материала, задач по развитию физических качеств занимающихся и т.д.
Комплексы меняются один раз в 2-6 недель. Основные методы развития общей выносливости – равномерный и различные варианты повторного и переменного. При этом ЧСС занимающихся должна находиться в диапазоне 130-175 уд/мин.
Наибольший эффект в развитии аэробных возможностей дает не длительная работа умеренной интенсивности, а анаэробная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха. В этом случае интенсивность работы планируется с таким расчетом, чтобы к окончанию выполнения упражнений ЧСС занимающихся составляла примерно 180 уд/мин. Длительность упражнений при этом не должна превышать полутора минут, а интервалы отдыха составлять в среднем 45-90 сек. Характер отдыха – малоинтенсивная работа (например, ходьба или бег трусцой).
Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости, и, в частности, силовой. Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять динамическую работу, требующую значительных нервно-мышечных усилий. Ее развитие осуществляется с помощью упражнений с отягощениями с преодолением собственного веса и веса партнера, упражнений с различными сопротивлениями и т.д.
Эти упражнения применяются в круговой тренировке на основе принципа постепенности. При этом сначала увеличивается количество станций на силу, и прирост нагрузки идет по пути наращивания объема тренировочной работы. Затем увеличивается количество повторений упражнений на каждой дистанции, и прирост нагрузки идет за счет повышения интенсивности занятия. Обычно силовая выносливость развивается с помощью силовых упражнений, выполняемых в среднем темпе с отягощением, вес которого примерно равен 50% от максимального. Рекомендуется чередовать большие нагрузки с малыми.